АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА

1. Код и наименование направления подготовки

45.06.01 – «Языкознание и литературоведение»

 2. Уровень образования: подготовка кадров высшей квалификации

Квалификация: Исследователь-лингвист, исследователь-литературовед; преподаватель-исследователь языкознания и литературоведения

 3. Срок обучения: 3 года
 4. Направленность образовательной программы

Целью программы является подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных к инновационной деятельности в сфере науки, образования, культуры, управления по направлению «Языкознание и литературоведение». Программа рассчитана на выделение трех профилей: языкознание (русский язык), языкознание (иностранные языки), литературоведение. Ее тематика сформирована в соответствии с многолетними успешными разработками научно-педагогических школ Института: структурно-семантические и функционально-прагматические свойства языковых единиц (теория языка, германские языки, романские языки); функционально-коммуникативный, структурно-семантический и сравнительно-исторический аспекты изучения грамматики славянских языков (теория языка, русский язык); лингвокультурология (русский язык, германские языки, романские языки); диалект и традиционная культура донского казачества в ареальном аспекте (русский язык); национально-культурная специфика организации речевого общения в поликультурной среде (русский язык, германские языки, романские языки); поэтика художественной литературы (теория литературы, русская литература, литература народов стран зарубежья); творчество А.П. Чехова, М.А. Шолохова и А.И. Солженицына в языке и культуре России (русский язык, русская литература).

Специфика профилей программы состоит в том, что они строятся как естественное продолжение теории языка и литературы, а именно как демонстрация возможностей общей лингвистической и литературоведческой теории в ее приложении к конкретному материалу на русском и (или) иностранном языке.

В сфере научно-исследовательской деятельности программа дает аспирантам углубленное представление о специфике, предмете, содержании, задачах и проведении востребованного в современной науке лингвистического и литературоведческого исследования. В сфере практической деятельности программа предлагает познакомиться с концепциями и дискурсивной практикой ученых различных методологических ориентаций и овладеть их теоретическим языком. В сфере проектно-инновационной деятельности программа направлена на то, чтобы на основе полученных знаний и рефлексии над различными теоретическими дискурсами аспиранты могли предлагать собственные инновационные определения опорных понятий в их диссертациях, а также формировать видение содержательного и методического наполнения их преподавательской деятельности.

В организации учебного процесса реализуется кредитно-модульная система обучения и рейтинговая система комплексной оценки знаний.

 5. Базовая и вариативная части образовательной программы

В образовательную программу входят обязательные дисциплины: «История и философия науки», «История науки (языкознание и литературоведение)», «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский)», «Языкознание и литературоведение»; дисциплины по выбору: «Педагогика высшей школы», «Методики профессионально-ориентированного обучения». Выборные дисциплины с профессиональной компонентой: «Методы лингвистических исследований», «Теория языка: словообразование и лексикология», «Теория литературоведения: историческая поэтика и компаративистика», «Актуальные проблемы современного литературоведения: дискуссии вокруг классики теории литературы», «Функционально-когнитивный анализ языковых единиц», «Коммуникативно-парадигматическая лингвистика: теоретический и практический аспекты», «История литературы: отечественная литература XIX века», «Актуальные проблемы современного литературоведения: междисциплинарные подходы к литературному тексту», «Теория языка: сопоставительное и историческое языкознание», «Актуальные проблемы современной лингвистики: лингвокультурология и культурная антропология», «История литературы: отечественная литература XX-XXI вв.», «Теория литературоведения: неклассические подходы к литературному тексту», «Коммуникативистика: теоретический и прикладной аспекты», «Принципы речевой коммуникации в англоязычном социуме», «Актуальные проблемы современного литературоведения: литературный процесс», «История литературы: зарубежная литература». Программа включает научную практику, а также научно-исследовательскую работу. Педагогическая практика направлена на подготовку аспирантов к практической профессиональной деятельности в вузах.

 6. Преподавательский состав и научные руководители

Работу с аспирантами по осуществлению программы подготовки осуществляют высококвалифицированные специалисты, среди которых 20 докторов и 15 кандидатов филологических наук.

Руководство научной работой осуществляют известные исследователи, активно работающие в рамках грантовых программ России, Испании, Германии и имеющие монографии и учебники, отмеченные наградами. Среди ведущих специалистов:

Изотова Н.В., доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка

Ильясова Н.В., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка как иностранного

Козлов В.И., доктор филологических наук, доцент кафедры отечественной литературы

Курилов В.В., доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории мировой литературы

Кравцов С.М., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой романской филологии

Ларионова Л.Г., доктор филологических наук, профессор теории языка и русского языка

Ларионова М.Ч., доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной литературы

Ласкова М.В., доктор филологических наук, профессор кафедры перевода и информационных технологий в лингвистике

Ленец А.В., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой немецкой филологии

Меликян В.Ю., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и теории языка

Николаев С.Г., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой английской филологии

Савенкова Л.Б., доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка

Табаченко Л.В., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой общего и сравнительного языкознания

Шаповалова Л.И., доктор филологических наук, профессор кафедры немецкой филологии.

7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Институт располагает компьютерными классами, обеспечивает возможность индивидуального доступа каждого обучающегося в аспирантуре к электронно-библиотечной системе (http://www.library.sfedu.ru), библиотечный фонд укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы. Зональная научная библиотека (http://www.library.sfedu.ru) предоставляет доступ к подпискам на отечественные и зарубежные информационные базы. Банк учебно-методических материалов ЮФУ (http://dbs.sfedu.ru/www/umr.umr_show), Цифровой Кампус ЮФУ (http://incampus.ru/), локальная сеть Института обеспечивают научно-методическое сопровождение программы.

8. Результаты освоения программы

Выпускник аспирантуры по данному направлению успешно овладевает универсальными и профессиональными компетенциями, что проявляет себя в фундаментальной научной (философские подходы к языку и литературе) и языковой подготовке (иностранный язык и академическое письмо в профессиональной коммуникации); умении формулировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую и педагогическую работу по избранному направлению; развитой профессиональной рефлексии, способности к инновационной деятельности с опорой на новейшие аналитические методы и информационные технологии. Профессиональные компетенции включают:

·        владение комплексной системой знаний о фундаментальных концепциях языка и литературы; современное представление о закономерностях развития языка и литературы, уровнях языковой системы, основных процессах, происходящих в языке и литературе;

·        свободное владение современным понятийно-категориальным аппаратом в области языкознания и (или) литературоведения, необходимым для продуктивной научной и преподавательской деятельности; представление о современных научных лингвистических и литературоведческих парадигмах и формах междисциплинарного взаимодействия в современной науке;

·        умение работать с информацией о научных исследованиях лингвистического и литературоведческого характера, эффективно использовать отечественный и зарубежный профессиональный опыт, владеть современными методиками качественного анализа и накопления научной информации и собранного эмпирического материала;

·        демонстрацию навыков преподавательской работы в области языкознания и (или) литературоведения.

9. Возможные сферы деятельности выпускников

Научно-исследовательская и преподавательская деятельность в вузе; работа в научных журналах по филологии, специализированных книжных издательствах, в сферах литературной критики, перевода, лингвистической экспертизы и др. Выпускники могут также реализовать себя в области проектной деятельности в отечественных и зарубежных учреждениях культуры (фонды, музеи, общества и др.), консультативной деятельности по языковой и национальной политике и межэтническим отношениям в административных учреждениях.